Это интересно
Новости по теме
|
Биография Александра МакедонскогоВ этой бесперспективной, почти безнадежной ситуации Александр проявил такие особенности лидера, которые сделали его знаменитым: способность лично служить примером и сценический дар, точнее сказать, талант, позволяющий простым жестом создать миф огромной мотивирующей силы. Инстинктом прирожденного вождя Александр понимал, что для воинов решающим является не только то, что делает командир, но в гораздо большей степени то, как он это делает! Героическое деяние — одно дело, но драматический жест героя — другое, еще более важное. Как раз об этом свидетельствует следующая сцена. Когда войско еле тащилось по убийственной жаре (не всегда можно было передвигаться ночью), вдруг появился солдат с полным шлемом свежей воды для Александра! Несравненная ценность в этой жестокой пустыне! И величественным жестом примирения (после мятежа!) этот простой солдат протягивает шлем своему царю. Что делает Александр? Он дожидается, чтобы окружающие обратили на сцену внимание, и они, влекомые любопытством, окружают его, собирается все больше зрителей. Только тогда, в этот миг, исполненный напряжения, когда все могут ясно видеть, что он сделает, принимает шлем и медленно выливает воду на землю на глазах растерянных зрителей. И произносит лишь: «Для одного слишком много, для всех — мало!» Легко представить себе и эту сцену, и то, как быстро слух о ней разнесся по всему лагерю. Александр добровольно отказался от воды! Он страдает точно так же, как мы! Он берет на себя такую же нагрузку! И вполне можно понять, что эта мысль хотя бы на какое-то время вернула отчаявшимся людям мужество и стойкость. Конечно, этот эпизод ни в коем случае не мог быть импровизацией, какой он представлялся; это была сознательная инсценировка с целью укрепить дух войска. Ведь не зря же этот добродетельный поступок стал легендарным и в конце концов был мифологизирован, а разве можно достичь этого без «случайно» собравшейся на месте действия толпы зрителей и без услужливого летописца? Александр сознательно инсценировал этот жест доброй воли, поскольку хотел продемонстрировать каждому члену своей команды, что ни от кого не требует больше того, что готов вынести сам. Он сделал это публично, ибо знал: образцовое поведение, выражающее представление о ценностях и направленное на мотивацию, должно быть на виду! Критический час всего похода Наконец, после 60 дней, проведенных в этой жуткой пустыне, после мучительного перехода протяженностью более 500 километров войско с обозом вошло в город Карману, вернее, вошел жалкий остаток того и другого. Более 40 000 человек полегло в этой авантюре, осталось только 15 000. А оставшиеся смертельно изнемогли под гнетом неимоверных нагрузок, истерзанные безжалостной природой, до основания потрясенные, потерявшие веру в себя. Для выживания самого Александра и его войска не было ничего важнее, чем преодолеть усыпляющую слабость и вернуть команде самоуважение. Нелегкая задача! Что можно предпринять в этих условиях? Как в кратчайший срок повысить температуру доверия к себе от нуля до ста градусов и превратить толпу инвалидов в блистающее геройством войско? То, что сделал в этой ситуации Александр, воистину было столь оригинально, что ознаменовало собой появление самого, зрелищного мероприятия античности. Александр изобрел и осуществил в Кармане первое триумфальное шествие в истории. Сколь гениальна была эта идея, столь же увлекательным было ее воплощение. Займем ненадолго места на трибунах для зрителей и вглядимся в это первое триумфальное шествие, эту самую живописную мотивирующую акцию античности. Мимо нас проходит процессия, проезжают украшенные цветами колесницы, которые сопровождает радостный, беззаботный народ, приветствующий героев. На первой колеснице, влекомой восьмеркой коней, на высоком помосте удобно расположился Александр, на следующих — его ближайшие соратники. За ними тянется бесконечная процессия разубранных колесниц под пурпурными расшитыми балдахинами или под ворохом зелени вместо тента. В колесницах восседают или возлежат друзья и военачальники Александра, увенчанные цветами, а простые воины или идут рядом, или едут верхом, или смешались с толпой. Нет ничего, что напоминало бы о битве, — ни шлема, ни щита, ни меча, ни длинного македонского копья; основным антуражем являются золоченые кубки для вина. |