Это интересно
Новости по теме
|
Достичь Северного полюсаВ последнее время резко возрос интерес к Арктике, под дном которой покоятся громадные залежи полезных ископаемых. Приарктические государства активизировали научные исследования, пытаясь обосновать претензии на арктический шельф, перспективы экономического освоения которого становятся все очевиднее. Тем интереснее посмотреть, как человек начинал прокладывать путь в «страну ледяного безмолвия». В восьмидесятые годы XIX столетия у молодого норвежского ученого Фритьофа Нансена возникла идея использовать для проникновения к Северному полюсу дрейф льдов, для чего экспедиционное судно должно было вмерзнуть во льды в районе Новосибирских островов и предоставить себя полярному течению. Нансен не был кабинетным ученым - готовясь к покорению Северного полюса, он много тренировался и даже пересек на лыжах Гренландию. Свой проект экспедиции он изложил Норвежскому географическому обществу, которое восприняло его с большим интересом. Но за рубежом проект норвежца вызвал оживленные споры. Почти все полярные авторитеты отрицательно отнеслись к экспедиции на дрейфующем судне, охарактеризовав ее как «чистое безумие». На средства, частью отпущенные норвежским правительством, частью собранные по подписке, было выстроено судно, приспособленное для длительного пребывания во льдах. Нансен назвал его «Фрам», что значит «Вперед». Нансен не знал сколько продлится экспедиция, поэтому запасы продовольствия и снаряжения на борту «Фрама» были рассчитаны на пять лет. Кроме Нансена в экспедиции приняло участие 12 норвежцев: среди них были капитан «Фрама» Отто Свердруп, с которым Нансен совершил переход через Гренландию, лейтенант Скотт-Гансен, которому было поручено руководство научными наблюдениями, и лейтенант Иогансен. 24 июня 1893 года «Фрам» вышел в море. Вскоре судно вошло в малоизученную часть Ледовитого океана, стали встречаться в одиночку и группами острова, не нанесенные на карту. Всем им давали имена. Путь был очень труден, так как Нансен пытался как можно дальше продвинуться на север. 22 сентября под 78°50' северной широты и 133°30' восточной долготы «Фрам» уперся в сплошные льды. Отсюда и начался его знаменитый дрейф. Лед вместе с плотно сидевшим в нем судном понесло, как и предполагал Нансен, на северо-запад с некоторыми уклонениями к северу. К сожалению исследователя, скорость дрейфа была незначительной. Прошла долгая полярная ночь. Ни на день не прекращались научные исследования. 7 августа 1894 г. было ознаменовано большим событием - лот показал глубину 3850 метров. Это опровергло существовавшее мнение, будто центральная часть Северного Ледовитого океана мелководна. Подошла вторая полярная ночь. Дрейф продолжал оставаться очень медленным. Надежды на то, что судно пройдет близко от полюса, становились все меньше. 20 ноября Нансен сообщил товарищам о своем решении идти к Северному полюсу пешком. Иогансен вызвался его сопровождать. 14 марта 1895 года два путешественника покинули «Фрам», который в то время находился под 84°05' северной широты и 101°35' восточной долготы, и направились на север. 28 собак тащили за собой трое нарт, на которых лежало около 800 килограммов груза, включая два каяка. Движение по торосистым льдам оказалось неимоверно трудным. К 7 апреля Нансен достиг 86°14' северной широты и 95° восточной долготы, пройдя вглубь Ледовитого океана значительно дальше, чем это удавалось его предшественникам. Продолжать путь он не рискнул и повернул на юг, держа курс к Земле Франца-Иосифа. Обратный переход был не легче. Собак пришлось убивать, чтобы дать пищу остающимся в живых. Только 24 июля путники увидели вдалеке землю - это были всего лишь острова, до материка было еще далеко. 7 августа путешественники достигли чистой воды и пустились вплавь на каяках, по пути нанося на карту новые острова. Короткое северное лето кончилось, приближалась полярная ночь. В конце августа путешественники высадились на берег и стали готовиться к зимовке. Из камней, земли, мха и шкуры моржа построили хижину. Заготовили запасы мяса и жира. Несмотря на тяжелые бытовые условия, длительная зимовка прошла успешно. 19 мая 1896 г. путешественники покинули свое временное жилье и направились на юг. Через месяц они вышли к маленькой колонии зимовщиков, которая уже второй год жила на мысе Флора. Путешественникам повезло, вскоре сюда должен был придти корабль. Длительная эпопея в полярных льдах для них окончилась. Через месяц на мыс Флора прибыл английский пароход «Виндворд», на котором Нансен и Иогансен отправились в Норвегию. |