Это интересно
Новости по теме
|
Тибетский БуддизмДо шестидесятых годов минувшего столетия на Западе о религиозно-философском, этическом и эстетическом учении тибетского буддизма знали единицы, в основном ученые-востоковеды. Их труды раскрывали лишь некоторые философские и религиозные аспекты учения для западного читателя. Ситуация коренным образом изменилась в конце 50-х из- за вынужденной эмиграции тибетских лам в результате политических событий на родине. Много образованных лам обосновались в Швейцарии, Франции, Германии, Великобритании, Соединенных Штатах Америки и других странах. Их появление там совпало со стремительным ростом интереса к буддизму в западном обществе. С этого самого момента развернулось интенсивное изучение тибетского буддизма, интерес к которому растет с каждым годом, особенно в среде гуманитарной и артистической интеллигенции, постепенно оказывая на нее заметное влияние, в результате чего тибетская культура вступает в творческое взаимодействие с различными сферами западной культуры. Столкновение тибетских лам с цивилизованным западным миром является необычайно творческим. Тибетские наставники пытаются приспособить древнее учение к реалиям западного общества и “интегрировать” его таким образом, чтобы он стал частью духовной жизни, но при этом стремятся сохранить учение в полном и чистом виде. С другой стороны, западная цивилизация оказывает заметное влияние на тибетский буддизм. Последствия такого процесса еще предстоит осмыслить в будущем. Но отдельные исследователи на Западе относятся критически к этому явлению. Так, Д. Снеллгров считает, что тибетским ламам удалось утвердиться в западном мире только среди “искателей истины”, интересующихся буддизмом или вообще теософскими идеями. С таким мнением мы отчасти не можем не согласиться. Первоначально, когда появились тибетские ламы в начале 70-х годов, действительно первыми последователями стали те, кто интересовался восточными традициями и пытались практиковать индийскую йогу и занимались дзэн-медитацией. Но в настоящее время, благодаря интенсивной деятельности тибетских учителей, картина изменилась - тибетским буддизмом заинтересовались многие слои населения: ученые, медики, психоаналитики, государственные лидеры, люди, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и т.д. По мнению Д. Снеллгрова, они преуспели в том, что научились приспосабливать свои идеи и учение к тому, что от них ждут.[Ibid.] В этом отношении более критичен Т.Н. Тетонг, действительный представитель Его Святейшества Далай-ламы в Нью-Йорке, отмечающий, что в Тибете ученики обычно искали учителей, но на Западе в настоящее время учителя гоняются за все новыми и новыми учениками. Вольно или невольно, но организация “Дхарма-центров” стала бизнесом. Отмечается растущая тенденция среди популярных лам в США “потакать желаниям американской молодежи” - поверхностная простота и поиск острых ощущений в “необычном”. Такая тенденция хорошо заметна в трудах некоторых тибетских авторов. Как замечает А.И. Железнов, они явно настроены на западную аудиторию, что ведет к появлению определенного рода ошибок в истолковании учения. По характеру проявления Железнов А.И. сводит эти ошибки в две группы. Одна группа формируется ожиданием публики необычного, некой экзотики, и в силу сложившегося стиля жизни западного общества подача материала непременно должна проходить наподобие рекламы высочайшего класса. С другой стороны, явно желание тибетских авторов, которое легко соединяется с упомянутым ожиданием публики, подчеркнуть особенности своей школы (традиции), что и приводит к “объявлению” так называемого “высшего направления” (учения), со всеми сопутствующими передержками. Но все же большинство учителей несут чистое учение. По их мнению в каждом регионе оно передается с учетом особенностей менталитета жителей, национального характера и местных традиций. В буддизме не поощряется миссионерская деятельность вообще, ибо в деле возрождения буддизма и его распространения, значение имеет не количество последователей, а чистота передачи учения, чистота мотивов обращения людей к Дхарме. Они утверждают, что “буддийские мастера занимаются духовной практикой ради того, чтобы, овладев знанием, помочь страдающим в сансаре людям и другим живым существам освободиться и достигнуть подлинного счастья.” Уместно вспомнить слова Будды: “Не принимай те мои слова из одного почтения ко мне; проверяйте их, как золото при покупке: режьте, жгите, гните и, только убедившись в истинности, берите за руководство!” Эти слова как нельзя более подходят и к данной ситуации, и в целом к современным условиям. Именно такой подход к человеку разумному делает буддизм “приемлемой” религией для современного человека. Об этом неустанно напоминает Далай-лама, выступая в Европе и Америке. Он говорит, что необязательно становиться буддистом, можно взять из учения то, что поможет людям. Поэтому изучающему философию буддизма не обязательно принимать обеты или посвящения. Нет догм, чтобы слепо им следовать. Человек волен выбирать, какое из учений Будды подходит ему в определенный момент; как медитатиционная техника больше подходит ему про его способностям. Как отмечает Далай-лама, главная цель буддизма - помощь другим, а не обращение их в буддийскую веру. Важнее углублять практику, чем заниматься построением буддийской церкви. Именно такой подход тибетцев на Западе помогает в полной мере адаптироваться Учению на Западе, и тем самым пробудить правильное понимания его среди западных последователей. [/ibid] |